На прошлой неделе официально в России произведен запуск мега проекта – Северный поток. На очереди строительство очередного грандиозного проекта – Южный поток. Однако на стадии подготовки у Южного потока начались проблемы между партнерами проекта. В июне 2007 года Газпром и ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта Южный поток. Меморандум определяет направления сотрудничества двух компаний в области проектирования, финансирования, строительства и управления Южным потоком. Начальник департамента внешнеэкономической деятельности Газпрома Станислав Цыганков заявил о том, что итальянская ENI блокирует реализацию морского участка проекта и не производит платежей. Недавно глава ENI Паоло Скарони высказывался за объединение конкурирующих трубопроводов – Южный поток и Набукко.
Неоднозначное поведение представителей ENI в основном связано с вхождением в проект французской EdF, а также со скором переизбранием Паоло Скарони на своем посту. Крупные проекты всегда пробивают себе дорогу с большим трудом потому, что к проекту привлечено внимание многих участников. Поведение ENI связано с желанием извлечения для себя лучших условий, в случае уменьшения своей доли в проекте Южный поток. У компании большие проекты в России, поэтому российская сторона всегда может найти для ENI достойную компенсацию либо в сфере энергетики, либо в нефтегазовой сфере.
Сегодня по Южному потоку прошли переговоры между Газпромом и ENI. В центральном офисе Газпрома состоялась рабочая встреча Председателя Правления Алексея Миллера и Генерального Управляющего концерна ENI Паоло Скарони. По итогам переговоров обе стороны поддержали участие в Южном потоке французской EdF. ENI и Газпром согласовали условия вхождения российской компании в проект «Elephant» на территории Ливии. Соответствующее соглашение стороны подготовят в ближайшие дни и представят на утверждение Правительству Ливии. Кроме того, на встрече был намечен план совместной работы по развитию активов ООО «СеверЭнергия». Начало компания предлагает объединить конкурирующие проекты Южный поток и Набукко. Однако для конкурирующего трубопровода сегодня нет наполнения, а заявлений по этому поводу со стороны Туркмении не поступало.
В строительстве трубопроводов основным участником проекта всегда будет выступать та сторона, у кого есть сырье. Поэтому во всех мега проектах Газпром имеет контрольный пакет, а вход новых участников будет осуществляться не за счет потери российской стороной контроля над проектом. ENI это прекрасно понимает, поэтому старается получить по максимуму компенсацию за потерю доли в Южном потоке.